Законом города Москвы от 15 марта 2017 года № 10
внесены изменения в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года № 17 «О Генеральном
плане города Москвы».
Развитие территории города Москвы в соответствии с
Генеральным планом города Москвы направлено на обеспечение учета общественных
интересов и обеспечение социальных гарантий жителям города Москвы в части
экологической, санитарно-эпидемиологической и технической безопасности
городской среды, сохранности объектов природного и культурного наследия,
доступности жилища, социально значимых объектов и территорий общего
пользования, надежности функционирования инженерной и транспортной
инфраструктур города Москвы, коммунальных объектов городского хозяйства, в том
числе в части:
1) экологической и санитарно-эпидемиологической
безопасности городской среды, улучшения состояния окружающей среды, защиты
населения и территории города Москвы от опасных воздействий техногенного и
природного характера, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их
последствий путем:
а) регулирования и достижения допустимых уровней
негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения города Москвы,
обеспечения рационального природопользования с учетом интересов настоящего и
будущих поколений, восстановления нарушенных территорий, экосистем и природных
комплексов на территории города Москвы;
б) снижения выбросов загрязняющих веществ в
атмосферный воздух;
в) соблюдения режима охраны и использования природных
объектов, в первую очередь лесопарков и долинных комплексов рек;
г) выполнения необходимых защитных и превентивных
инженерно-технических работ, направленных на повышение стабильности опасных
участков, в том числе закарстованных грунтов в основании сооружений, создание
защитных сооружений по укреплению оползневых склонов, повышение отметок
поверхности и проведение дренажных работ на подтопленных территориях;
д) проведения комплексных мероприятий по реабилитации
естественных и слабопреобразованных природных ландшафтов в экосистеме города
Москвы;
е) регламентации градостроительной деятельности на
территориях, подверженных возникновению геоэкологических рисков и негативных
инженерно-геологических процессов вплоть до отказа от освоения наиболее опасных
участков на данных территориях;
ж) создания системы геоэкологического мониторинга,
разработки природоохранных мероприятий, отвечающих особенностям природной среды
и техногенной нагрузки на территорию города Москвы;
з) осуществления территориального планирования с
учетом системы прогнозирования и предупреждения возможных негативных
инженерногеологических процессов и регулирования рационального использования
территории города Москвы;
и) сохранения и развития природно-экологического
каркаса территории города Москвы c включением в него озелененных участков на территориях
жилой, общественной и производственной застройки, восстановлением нарушенных
природных территорий, осуществлением реабилитации долин рек и формированием
новых природно-рекреационных объектов, а также с включением в
природно-экологический каркас города Москвы особо охраняемых природных
территорий и особо охраняемых зеленых территорий, расположенных на территориях
Троицкого и Новомосковского административных округов города Москвы;
к) безопасного функционирования источников химической,
радиационной, биологической и иной опасности;
л) снижения до допустимых нормативных значений уровней
шума, вибрации, электромагнитных излучений, радиации, радона;
м) достижения энергетической безопасности развития
территории города Москвы;
н) размещения объектов, обеспечивающих безопасность и
защиту населения города Москвы при возникновении чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
2)
сохранения объектов культурного и природного наследия, поддержания
культурного и природного своеобразия городской среды путем:
а) создания
условий для сохранения, использования, популяризации и государственной охраны
объектов культурного наследия, включая:
выявление и государственный учет объектов, обладающих
признаками объектов культурного наследия, установление их историко-культурной
ценности;
проведение работ по сохранению объектов культурного
наследия, выявленных объектов культурного наследия или их отдельных элементов,
сохранению историко-градостроительной и природной среды объектов культурного
наследия;
сохранение исторически ценных градоформирующих
объектов; установление в предусмотренном федеральным законодательством и
законодательством города Москвы порядке границ территорий объектов культурного
наследия, выявленных объектов культурного наследия, защитных зон и зон охраны
объектов культурного наследия, а также особых режимов использования земель в
границах таких территорий и зон;
учет установленных ограничений использования земельных
участков и объектов капитального строительства при регулировании градостроительной
деятельности на территориях защитных зон и зон охраны объектов культурного
наследия;
взаимосвязанное развитие территорий объектов
культурного наследия и природных территорий в целях сохранения и восстановления
традиционных условий восприятия объектов культурного наследия;
осуществление мероприятий по сохранению, обеспечению
сохранности и выявлению объектов археологического наследия;
создание единого комплекса туристических и
рекреационных зон на основе объектов культурного наследия, поселений с высоким
историкокультурным и природным потенциалом;
развитие сети туристических маршрутов и туристической
инфраструктуры;
б) взаимосвязанного развития природных и озелененных
ландшафтов, включая:
сохранение и поддержание наиболее ценных лесных и
болотных комплексов, родников и других природных ландшафтов;
восстановление и реабилитацию нарушенных участков
природных и озелененных территорий;
развитие сложившихся природно-рекреационных зон;
достижение и поддержание устойчивого состояния особо охраняемых природных
территорий и особо охраняемых зеленых территорий;
3) развития
функционально-планировочной и архитектурно-пространственной структуры города
Москвы путем:
а) развития
территории города Москвы как части системы расселения Центрального федерального
округа за счет:
опережающего развития транспортной инфраструктуры, в
том числе скоростного внеуличного транспорта и системы транспортно-пересадочных
узлов;
расширения типологии и дифференциации стандартов
качества городской среды с учетом сбалансированности развития инженерной,
транспортной, социальной инфраструктур города Москвы и строительства объектов
жилого, общественно-делового и производственного назначения;
полицентрического развития функционально-планировочной
структуры города Москвы путем формирования компактных городских образований
(«малых городов») и многофункциональных зон (кластеров), поддержания
сложившихся придолинных систем расселения и развития системы межселенных
центров социального обслуживания и занятости населения на территориях дисперсного
расселения в границах с учетом присоединенных территорий;
б) поддержания и развития природно-рекреационного и
экологического потенциала территории города Москвы за счет:
сохранения непрерывности незастраиваемых пространств и
«островного» характера вновь формируемой и развиваемой застройки в периферийной
и срединной частях присоединенных территорий;
формирования на основе вошедших в состав города Москвы
лесных массивов особо охраняемых природных территорий, межселенных парковых и
лесопарковых территорий, природных и озелененных территорий общего пользования
в составе новых городских образований, озелененных территорий ограниченного
пользования в составе крупных земельных участков образовательных,
культурно-просветительных, лечебно-оздоровительных, спортивно-рекреационных и
иных рекреационно-ориентированных кластеров;
сохранения малоэтажного характера застройки с низкой
плотностью и высоким уровнем озелененности территорий, предназначенных для
ведения садоводства и дачного строительства и расположенных в долинных
комплексах речной сети города Москвы;
4) комплексного развития транспортной инфраструктуры и
транспортного обслуживания населения города Москвы путем:
а) приоритетного развития на присоединенных
территориях системы общественного транспорта и преимущественного осуществления
пассажирских перевозок скоростными внеуличными видами транспорта, прежде всего
железнодорожным транспортом и метрополитеном;
б) повышения уровня доступности транспортных услуг и
качества транспортного обслуживания населения города Москвы, в том числе
маломобильных граждан, на присоединенных территориях;
в) обеспечения безопасности объектов транспортной
инфраструктуры и транспортного обслуживания населения города Москвы на
присоединенных территориях;
г) размещения объектов транспортных предприятий (депо
метрополитена, трамвайные депо, автобусные и троллейбусные парки,
вагоноремонтные заводы, электрические подстанции и иные объекты);
д) обеспечения на территории города Москвы между
Московской кольцевой автомобильной дорогой и автомобильной магистралью
Внуково-Остафьево-Щербинка интенсивного развития транспортной инфраструктуры, в
том числе радиальных направлений метрополитена, поперечных транспортных связей;
е) формирования на территории города Москвы между
автомобильной магистралью Внуково-Остафьево-Щербинка, Центральной кольцевой
автомобильной дорогой и Малым кольцом Московской железной дороги:
автомобильных дорог по поперечным и радиальным
направлениям; транспортных пассажирских сообщений на поперечных и радиальных
направлениях автомобильных дорог для доставки пассажиров к станциям
(остановкам) скоростного внеуличного транспорта (железнодорожного транспорта,
метрополитена);
транспортной инфраструктуры и транспортного
обслуживания для обеспечения транспортной связности поселений на присоединенных
территориях;
ж) сбалансированного развития на территории города
Москвы за пределами Центральной кольцевой автомобильной дороги транспортной
инфраструктуры на основе формирования улично-дорожной сети районного уровня и
обеспечения транспортировки пассажиров к железнодорожным станциям;
5) комплексного развития инженерной инфраструктуры и
инженерного обеспечения территории города Москвы, в том числе:
а) инфраструктуры водохозяйственного комплекса,
включая: развитие систем централизованного водоснабжения и водоотведения в
соответствии с требованиями нормативных правовых актов города Москвы;
обеспечение хозяйственно-питьевого водоснабжения на
присоединенных территориях от Западной и Рублевской станций водоподготовки;
создание условий для использования подземных вод
Московского бассейна в целях питьевого водоснабжения на присоединенных
территориях;
развитие хозяйственно-бытовой канализации на
присоединенных территориях;
развитие систем отвода и очистки поверхностного стока;
повышение качества очистки природной и сточной воды путем совершенствования
существующих и внедрения новых технологий;
6) инфраструктуры топливно-энергетического комплекса,
включая: совершенствование существующих и внедрение новых технологий в области
потребления, производства и транспортировки тепловой и электрической энергии и
природного газа, в том числе более широкое вовлечение в хозяйственный оборот
возобновляемых источников энергии;
строительство на присоединенных территориях подстанций
и линий электропередачи напряжением 500 кВ для обеспечения передачи мощности из
Объединенной энергосистемы;
развитие распределительных сетей электроснабжения
напряжением 220 кВ, 20 кВ;
техническое перевооружение существующих электрических
сооружений и сетей с заменой трансформаторов и повышением пропускной
способности сетей, в том числе путем перевода на более высокое напряжение;
внедрение в энергосистему, создаваемую на
присоединенных территориях, источников комбинированной выработки тепловой и
электрической энергии средней и малой мощности;
организацию на присоединенных территориях
преимущественно компактной застройки централизованных систем теплоснабжения, а
также размещение на территориях, не охваченных централизованными системами
теплоснабжения, локальных автономных источников теплоснабжения;
увеличение пропускной способности и повышение
безопасности объектов системы магистральных газопроводов;
газификацию объектов энергетики, городского хозяйства,
промышленности, негазифицированных территорий, занятых садоводческими и дачными
некоммерческими объединениями, индивидуальной жилищной и многоэтажной
застройкой, в границах которых отсутствует возможность подключения к
централизованным энергоисточникам;
обеспечение безаварийного и бесперебойного снабжения
природным газом потребителей путем развития и модернизации
газораспределительных систем;
сокращение площади технических зон объектов
магистрального трубопроводного транспорта и электрических сетей в результате их
ликвидации, а также за счет проведения реконструкции таких объектов с
применением специальных методов и технологий;
в) инфраструктуры информатики и связи, включая:
комплексную модернизацию и обновление технических средств телефонной сети на
основе замены аналогового оборудования на цифровое;
создание высокоскоростной сети для предоставления услуг
связи с применением волоконно-оптических кабелей;
достижение удовлетворения потребностей абонентов в
услугах электросвязи за счет расширения перечня данных услуг;
строительство опорных автоматических телефонных
станций в центрах наибольшей нагрузки;
6) комплексного развития и размещения объектов
социальной инфраструктуры, в том числе:
а) формирования объектов социальной инфраструктуры
повседневного, периодического и эпизодического спроса регионального и
межрегионального уровня обслуживания, включая объекты образования,
здравоохранения, социального обеспечения, культурно-досугового, спортивного,
торговобытового назначения, объекты отдыха и туризма;
б) размещения объектов:
регионального уровня повседневного и периодического
спроса на жилых, общественных и общественно-жилых территориях в целях
достижения нормативного уровня обеспеченности социально значимыми объектами
обслуживания;
регионального и межрегионального уровня эпизодического
спроса на общественных, специализированных общественных, общественно-жилых,
природно-общественных и природно-жилых территориях;
в) формирования типологии объектов, включающей
однопрофильные объекты и многофункциональные комплексы социальной
инфраструктуры;
г) формирования сети специализированных объектов
социальной инфраструктуры с особыми условиями к размещению, требующими
отдельных значительных земельных участков;
7) комплексного развития жилых территорий, повышения
качества жилищного фонда города Москвы и улучшения жилищных условий населения
города Москвы путем:
а) создания условий для строительства, реконструкции
жилой застройки в объемах, достаточных для предоставления жилых помещений в
установленном порядке отдельным категориям жителей города Москвы и обеспечения
возможности для улучшения жилищных условий жителей города Москвы;
б) обеспечения физической сохранности жилищного фонда
города Москвы и повышения эффективности использования жилых территорий города
Москвы;
в) последовательного повышения качества планировки
квартир и внеквартирной части жилищного фонда экономкласса;
г) поддержания историко-культурной ценности и
расширения средового многообразия жилой застройки города Москвы;
д) повышения эстетической выразительности и
индивидуальности архитектурно-пространственного облика жилой застройки города
Москвы;
е) обеспечения социальных гарантий в части соблюдения
уровня благоустройства, санитарно-гигиенического состояния и планировочной
организации жилых территорий, пространственной доступности объектов социальной
инфраструктуры;
ж) формирования безбарьерной градостроительной, в том
числе жилой, среды по ее доступности для маломобильных граждан;
з) улучшения транспортной доступности мест приложения
труда, обслуживания и отдыха населения города Москвы;
8) комплексного развития территорий
общественно-деловой и производственной застройки, повышения качества нежилого
фонда, улучшения доступности мест приложения труда путем:
а) повышения качества фонда общественно-деловой
застройки, улучшения условий доступности мест приложения труда в
непроизводственной сфере, включая:
создание комфортных условий проживания на территории
города Москвы;
развитие системы мест приложения труда, в том числе на
основе создания новых объектов социальной инфраструктуры;
формирование общественно-деловых центров в зонах
транспортнопересадочных узлов и размещение групп общественных объектов
обслуживания, локальных общественных центров в зонах дисперсной застройки;
создание условий для формирования новых экономических
кластеров инновационного, транспортно-логистического, образовательного,
культурнопросветительного, лечебно-оздоровительного, спортивно-рекреационного,
агропроизводственного профиля;
б) улучшения условий доступности мест приложения труда
в производственной сфере, включая:
создание условий для значительного развития
инновационных форм деятельности на производственных территориях, в том числе
инфраструктуры инновационно-внедренческой деятельности;
формирование центров малого и среднего
предпринимательства на основе использования инновационных (в том числе
информационных) технологий;
развитие производственных территорий на основе
формирования крупных производственных зон, центров, в том числе логистических,
производственно-деловых, рекреационных, финансово-деловых;
сохранение и развитие объектов производственного
назначения на территориях Новомосковского и Троицкого административных округов
города Москвы, в том числе объектов научно-технической и инновационной
инфраструктуры, объектов промышленности, коммунально-складского и
сельскохозяйственного производства;
концентрацию мест приложения труда в зонах с высокой
транспортной доступностью.